Чокнемся «Боярышником»
Жесткие антиалкогольные законы и дороговизна водки породили рынок суррогатно-косметического алкоголя. Мы возвращаемся в далекие 90-е, когда люди пили все, включая жидкость для чистки стекол, и умирали пачками.
В последующие годы пьющую толпу накрыло «шмурдячной» волной, в пучине которой остались и сотни наших саяногорцев. Когда в булькающей паленой жидкости, текущей из окошек железных дверей квартир многоэтажек, стали захлебываться целыми семьями, активно зашевелились люди при погонах. Они вдруг и сразу нашли обоснование своим полномочиям и законности резко прикрыть эти «лавочки», а на скамьях подсудимых появились первые «ласточки» известной всему городу национальности.
Тогда виной всему была доступность этого относительно дешевого товара и алчность людей, наживавших на его продаже состояния. Что-то сильно изменилось с тех пор? Канул в Лету «шмурдячный» бум, наступила эпоха расцвета парфю-мерно-косметического. Одеколон «Тройной» с незапамятных времен был в чести у конченых алкашей, но и он давно утратил свою привлекательность и понуро убрел с полок магазинов. Дырявую нишу заполнили спиртовые аптечные настои и многое из того, что в свободной продаже практически во всех магазинах, киосках, ларьках. На арену вышли новые «герои», цена которым от 20 до 30 рублей: «Боярышник», «Можжевельник», «Росинка», «Ржаной Люкс»… с 75-процентным содержанием этилового спирта. Например, один пакет лосьона «Росинка» стоит 25 рублей. При разведении водой до классических 40 градусов он идеально наполняет одну «чекушку». Есть в кармане «четвертак» - глаза можно залить до полной «отключки».
И вновь толпы деградантов заполнили «пятачки» перед магазинами с отделами бытовой химии и всевозможного парфюма. Пышно расцвела очередная проблема: парфюмерно-косметический… алкоголизм.
Пар-фю-ю-юм… Крутим носом от дикого запаха, источаемого теми, кто «глыкает» разведенный водой «Боярышник» едва ли не на ступеньках магазина.
Парф-фю-ю-юм… Откачивают медики «боярышников» и «можжевельников» в реанимациях.
Парф-фю-ю-юм… Волочатся по земле отказавшие ноги «лосьонщика», которого под мышки тащат блюстители порядка в полицейский УАЗик.
На кого и где искать управу, пока на этом поле непаханом не полегли, как на «шмурдячном», сотни?
Выход остался на входе
С этим вопросом – да напрямик к начальнику ОМВД России по г.Саяногорску Олегу Тугужекову. Так, мол, и так…
- Эта проблема возникла не сегодня, - констатирует факт главный в городе полицейский. – Вконец опустившиеся, злоупотребляющие алкоголем люди давно «распробовали» вкус всевозможных лосьонов и иных изысков парфюмерной промышленности. Пьют все, где на этикетке обозначен высокий процент содержания этилового спирта. Особо пристрастились к «Боярышнику» и «Можжевельнику». Когда наряд полиции поднимает и вывозит их с мест общественного пользования, они на ногах не стоят. Это общий симптом и диагноз для всех «можжевельников»: у них напрочь отказывают ноги, хотя приборы не показывают завышенных промиллей. Пьют у магазинов, здесь же падают, доставляя людям большие неприятности своим, мягко говоря, пропитым и отчаянно-неряшливым видом.
- Выход есть или дождемся второй «волны», подобной давней - «шмурдячной», когда каждый, подобный этим, был потенциальным кандидатом на тот свет? – строю догадки в надежде, что выход уже практически на подходе.
- Можно, конечно, сказать о том, что все зависит от самого человека, - рассуждает мой собеседник. – Это явно не тот случай, потому что спившиеся люди думают только о том, как и с чем вновь дойти до магазина за добавкой.
- А эту самую добавку нельзя изъять из продажи? – звучит почти как предложение.
- Пока на это не укажет буква закона – нет! Никто не может заставить это сделать или привлечь к административной ответственности предпринимателя из-за отсутствия в его действиях состава административного правонарушения. Он тут же сошлется на то, что реализуемая продукция имеет необходимую сопроводительную документацию, обязательную информацию на этикетке и не запрещена к распространению на территории Российской Федерации. Действие Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» на реализацию этой продукции не распространяется.
Все понятно… Остается уповать только на гражданскую сознательность тех же предпринимателей, которым ясно, как и каждому из нас: обовшивленный бомж или вконец запитый алкаш покупает «Можжевельник» не затем, чтобы прижечь прыщик на носу. Причем, берет через каждые три часа и по две штуки в каждый карман. Во всяком случае, фигу под нос продавец таким покупателям может свернуть? Но все же видят, что «боярышник» только кулак с копейками разожмет, а на прилавке уже стоит «бутыльмасик». Только взял и отвалил бы из магазина, не распугивал вонью порядочную клиентуру. Видите, отхлынули все подальше от запаха немытого тела? Фу-у-у-у! Парф-ю-ю-юм…
Так что спиртосодержащие лосьоны, как и «распальцованные» воры – вне морали и закона…
Вопрос ребром
Идем дальше… Теперь - в сектор потребительского рынка к заместителю начальника отдела экономики и развития администрации города Елене Миллер, забившей тревогу по поводу наводнивших потребительский рынок «можжевельников»…
В доказательство неравнодушия администрации города к этой проблеме, на стол ложится образец письма за подписью заместителя Главы МО г.Саяногорск по экономическим вопросам Анатолия Баранникова. Текст этого письма Елена Миллер разослала всем предпринимателям, с прилавков магазинов которых расходится этот товар:
«...В продаже находятся косметические и гигиенические средства, в состав которых входит до 75 процентов этилового спирта ректификованного («Ржаной Люкс», «Хлебный», «Можжевельник», «Боярышник» и др.).
…По имеющимся данным, часто эта продукция приобретается лицами, ведущими асоциальный образ жизни, и используется ими не по назначению. В целях снижения масштабов употребления алкогольной продукции населением, профилактики преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения на территории муниципалитета, администрация муниципального образования
г.Саяногорск просит вас проникнуться существующей проблемой алкоголизации населения и оказать реальную помощь в ее решении. Только совместными усилиями мы сможем решить данную социальную проблему».
Помимо этого, немало слов было сказано на общественном совете, где Елена Миллер призывала предпринимателей найти выход из сложившейся ситуации. Здесь же озвучивались аналитические справки из полиции с наглядным свидетельством того, что алкоголизация населения – прямой путь к росту преступности и административных правонарушений.
Возможно, после этого «лед тронется». Глядишь, когда-нибудь в помощь тем, кто душой болеет за город и его население, появится-таки федеральный закон, регулирующий оборот спиртосодержащих лекарственных и косметических средств. Пока же НАШИ «росинки» и «можжевельники» не попадают под обязательные акцизы. Они не стоят даже рядом с понятием «алкогольные напитки», соответственно, могут продаваться в любое время суток, в любом месте и кому угодно.
Остается посоветовать «нагревать руки» на этом деле всем, у кого, например, через огород бежит ручей. Ведь говорят, что ведро выпитой воды заменяет 100 граммов водки. Пусть бросят клич: нынешние «боярышники» за двадцать копеек будет хлестать вашу водицу цистернами. И вам хорошо: копеечка к копеечке… А что? Альтернативный алкогольный бизнес: дешево, но сердито…
Во здравие или за упокой
Озвученные выше косметические и гигиенические средства наводнили не только наш город. Определенная категория жителей Хакасии не брезгует ими повсеместно. Так, буквально на днях прокуратурой города Аскиза возбуждено уголовное дел по результатам рейдов, показавших: в 12-ти торговых точках Аскиза, сел Бельтырское и Кызлас обнаружено 800 упаковок косметического лосьона «Боярышник», которым травились и попадали в больницу сельчане.
А как у нас? Да тоже, вроде, травятся, но только кто их поймет, отчего они впадают в коматозное состояние? Ведь пьют все, где на этикетке есть заветное словосочетание: этиловый спирт. У нормального человека сразу срабатывает рвотный рефлекс, а у проблемных – обильное слюноотделение до самых колен.
Во время подготовки этой публикации мне не довелось встретиться с глазу на глаз с кем-либо из ярых «лосьонщиков». Но опыт общения с их сторонником все-таки был. Вот вам примерчик:
- А что такого? – удивляется мужчина, который сам не прочь иногда приложиться к бутылке. – Это же спирт! 75 градусов! Главное – стоит копейки, не то что водка. Разводишь три «фан-фурика» - вот тебе и поллитрушка, даже больше! У нас мужик на работе уже полгода «Боярышник» пьет и ничего, не сдох еще… Я сам его ему покупал. Он и меня угостил. Развели, значит, выпили. А чего? Спать после него хочется только. Вкус от водки не сильно отличается, но привкус какой-то гов…ный. Правда, на следующий день меня так полоскало, что думал печенку выплюну…
В Центральной городской больнице ежемесячно «полощет» и выворачивает печенку у двух-трех человек. Ровно столько пребывают в коматозном состоянии, что не скрывает от прессы заведующая реанимационным отделением Оксана Мусатова. Таких привозят в состоянии тяжелейшего алкогольного опьянения. Понятно, что замызганные, обросшие и косматые пациенты корчатся здесь, как в предсмертной агонии, не от коньяка или текилы. Вытащат их доктора за уши с того света, а дальше что? Деграданты с нарушенной психикой – руки в ноги, да к ларькам и магазинчикам. Никто их оттуда в шею гнать не собирается. Кому это надо? А никто потому, что копеечка – к копеечке…
Валентина ЗНАМЕНЕВА