От дикого рынка середины девяностых до грамотного потребителя сегодняшних дней — такие грандиозные перемены произошли за годы действия закона «О защите прав потребителей». Нынешний год ознаменован также 50-летием провозглашения первых в мире потребительских прав граждан. Полвека назад эти права законодательно закрепили ведущие государства мира, вне зависимости от политического режима и уровня экономического развития. В нашей стране само потребительское движение в сравнении с мировым опытом ещё молодо, поскольку основание для его развития появилось лишь в 1992 году.
За годы становления потребительского движения в России общество привыкло относиться к потребителю, как к непрофессионалу в выборе и приобретении товаров и услуг и стало требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг жестких рамок деятельности. Единственный барьер против проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров – законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» вступил в силу 7 апреля 1992 года. В нем впервые были закреплены признанные международным сообществом права потребителей, а также механизм их защиты.
Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивают производители, торговля, исполнители работ, услуг. Ежедневно мы вступаем в разнообразные правовые отношения: покупая товар в магазине - заключаем договор купли продажи, заходя в лифт - пользуемся коммунальными услугами, отправляясь в путешествие - заключаем договор перевозки и т.д. Но предприятия торговли, производители, исполнители работ, услуг часто пытаются навязать потребителям выгодные для себя условия приобретения товаров, услуг. И поэтому значительная часть товаров оказывается низкого качества. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка.
Государственная политика в области потребительского Законодательства при постоянном совершенствовании остается неизменно направленной на насыщение потребительского рынка качественными товарами (работами, услугами). Безопасность товаров (работ, услуг) остается в центре внимания государственных контролирующих органов.
В структуре Администрации муниципального образования город Саяногорск функциями по защите прав потребителей занимается специалист отдела экономики и развития.
Немного статистики:
За 2011 год в Администрацию города обратились более 300 граждан с жалобами на нарушение прав определенных законом. Подготовлено более 300 претензий субъектам потребительского рынка. Все обращения граждан-потребителей рассмотрены.
По характеру поступивших обращений потребителей установлено, что 74 % приходится на качество непродовольственных товаров, 26% на качество предоставляемых работ, услуг.
В целях предотвращения причинения вреда жизни, здоровью граждан совместно с Управлением Россельхознадзора по РХ, правоохранительными органами в течение года проводились рейдовые мероприятия по местам несанкционированной торговли на предмет соблюдения Правил работы мелкорозничной торговой сети и порядка организации уличной торговли на территории муниципального образования г.Саяногорск. Специалистами сектора потребительского рынка отдела экономики и развития составлено 27 протоколов об административном правонарушении. 25 субъектов потребительского рынка привлечены к административной ответственности в виде штрафа.
В рамках Всемирного Дня защиты прав потребителей, Администрация муниципального образования г.Саяногорск провела месячник, посвященный дню Защиты прав потребителей. Во время проведения месячника специалистами сектора потребительского рынка отдела экономики и развития Администрации проведена «горячая телефонная линия» и дни открытых дверей в поселках Майна, Черемушки по вопросам защиты прав потребителей в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания.