За годы становления потребительского движения в России общество привыкло относиться к потребителю, как к непрофессионалу в выборе и приобретении товаров и услуг и стало требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг жестких рамок деятельности. Единственный барьер против проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров – законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» вступил в силу 7 апреля 1992 года. В нем впервые были закреплены признанные международным сообществом права потребителей, а также механизм их защиты. Закон стал одним из первых нормативных актов, предусматривающих компенсацию за моральный ущерб.
Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивают производители, торговля, исполнители работ, услуг. Ежедневно мы вступаем в разнообразные правовые отношения: покупая товар в магазине- заключаем договор купли продажи, заходя в лифт- пользуемся коммунальными услугами, отправляясь в путешествие- заключаем договор перевозки и т.д. Бывает так, что предприятия торговли, производители, исполнители работ, услуг часто пытаются навязать потребителям выгодные для себя условия приобретения товаров, услуг. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка.
Государственная политика в области потребительского Законодательства при постоянном совершенствовании остается неизменно направленной на насыщение потребительского рынка качественными товарами (работами, услугами). Безопасность товаров (работ, услуг) остается в центре внимания контролирующих органов.
На уровне местного самоуправления гарантом выполнения государственной политики являются структурные подразделения администрации по вопросам потребительского рынка.
В структуре Администрации муниципального образования город Саяногорск этими функциями занимается специалист по защите прав потребителей отдела экономики и развития.
Работа по защите прав потребителей проводиться на основе индивидуального подхода к каждому потребителю, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» и другими законодательными актами.
Одним из основных направлений в работе отдела является рассмотрение жалоб и заявлений потребителей в защиту своих прав, оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций между продавцом, исполнителем (работ, услуг) и потребителем.
В течение года проведена определенная работа по оказанию практической помощи потребителям в восстановлении их нарушенных прав. Даны соответствующие юридические консультации по защите их прав, составлены претензии, оказана помощь в составлении исковых заявлений для обращения в суд по нарушенному праву, оказана помощь в разрешении конфликтных ситуаций в досудебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
За 2011 год в Администрацию города обратились более 300 граждан с жалобами на нарушение прав определенных законом. Подготовлено более 300 претензий субъектам потребительского рынка. Все обратившиеся получили консультации по нарушенному праву. Все обращения граждан-потребителей рассмотрены.
В Торгово-промышленную палату РХ подготовлены письменные ходатайства о проведении экспертизы товара для 4 потребителей, даны консультации в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» по проведению экспертизы.
По характеру поступивших обращений потребителей установлено, что 74 % приходится на качество непродовольственных товаров, 26% на качество предоставляемых работ, услуг.
Из непродовольственных товаров значительная доля претензий поступает на их качество, а также на факты введения потребителя в заблуждение относительно страны происхождения той или иной продукции, потребительские свойства товара. Среди этих товаров обувь, сложно-бытовая техника, электротовары, мебель. Всем обратившимся оказана соответствующая помощь: потребители получили возможность вернуть деньги за некачественный товар, безвозмездно отремонтировать товар или заменить некачественный товар на товар надлежащего качества. Что касается обращений граждан при некачественном исполнении работ (услуг), то в основном это жалобы на услуги «УКЖЭО», изготовление мебели, неудовлетворительную установку пластиковых окон.
Из общего количества зарегистрированных обращений, в письменной форме, принято 15 заявлений. По установленным нарушениям приняты меры в соответствии с действующим законодательством, в результате чего, заявления граждан решены положительно (вопросы рассмотрены в пользу потребителей).
В целях предотвращения причинения вреда жизни, здоровью граждан совместно с Управлением Россельхознадзора по РХ, правоохранительными органами в течение года проводились рейдовые мероприятия по местам несанкционированной торговли на предмет соблюдения Правил работы мелкорозничной торговой сети и порядка организации уличной торговли на территории муниципального образования г. Саяногорск. Специалистами сектора потребительского рынка отдела экономики и развития составлено 27 протоколов об административном правонарушении. 25 субъектов потребительского рынка привлечены к административной ответственности в виде штрафа на сумму 7,2 тыс. руб.
Специалисты отдела проводят информирование жителей города по потребительскому законодательству через средства массовой информации. Для потребителей и предпринимателей в средствах массовой информации давались официальные разъяснения о правах и обязанностях продавца и покупателя, определенных Законом «О защите прав потребителей», порядка рассмотрения требований потребителей, Правилах продажи отдельных видов товаров.
В газете «Саянские ведомости», в рубрике «Потребитель и торговля» в течение года опубликованы статьи: «Обращайтесь, всегда поможем», «Чтобы мебель служила долго».
В рамках Всемирного дня защиты прав потребителей проведен месячник, посвященный Всемирному дню защиты прав потребителей. Во время проведения месячника проведены «горячая телефонная линия» по защите прав потребителей в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания на которую обратились 57 человек. Проведены дни открытых дверей в поселке Майна 25 февраля, поселке Черемушки 4 марта по вопросам защиты прав потребителей. Главной задачей данного мероприятия - научить потребителя пользоваться информацией, которая должна быть предоставлена ему в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
Работа специалиста по защите прав потребителей востребована жителями города. Все вопросы по потребительскому праву, возникающие у жителей города, решаются на уровне полномочий специалистов отдела Администрации в правовом поле.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечено понижение количества обращений граждан на 15,5% на качество товаров и услуг.
И.о. заместителя Главы муниципального
образования г. Саяногорск
по экономически вопросам А.Н. Митрофанова
Отчет о проделанной работе по ЗПП
Администрации муниципального образования г.Саяногорск 2011год
№ п/п |
Виды экономической деятельности |
Всего |
1 |
Обращений ВСЕГО: |
306 |
2 |
В т.ч. продовольственные товары |
- |
3 |
Промышленные товары |
226 |
4 |
В том числе – сотовые телефоны |
33 |
5 |
- телевизоры |
13 |
6 |
- стиральные машины автоматы |
6 |
7 |
- электроплиты |
4 |
8 |
- холодильники |
18 |
9 |
- компьютеры |
23 |
10 |
- прочая бытовая техника |
30 |
11 |
- обувь |
28 |
12 |
- другие товары |
71 |
13 |
Услуги всего: |
80 |
14 |
В том числе - общественное питание |
- |
15 |
- бытовые услуги |
25 |
16 |
- пластиковые окна |
28 |
17 |
- услуги транспорта |
3 |
18 |
- услуги связи |
9 |
19 |
- услуги ЖКХ |
11 |
20 |
- долевое строительство |
- |
21 |
- туристические услуги |
- |
22 |
- медицинские услуги |
1 |
23 |
- страховые услуги |
- |
24 |
- деятельность банков |
3 |
25 |
- недвижимость |
- |
26 |
- образовательные услуги |
- |
27 |
Прочие вопросы Всего: |
- |
28 |
Разрешено обращений сразу Всего: |
- |
30 |
В том числе – возвращено денег кол.(руб). |
(информации нет) |
31 |
- заменено товаров |
(информации нет) |
32 |
-отремонтировано |
(информации нет) |
33 |
- другое |
- |
34 |
Составлено претензий Всего: |
306 |
35 |
Составлено исковых заявлений Всего: |
21 |
п.п. 30, 31, 32 – потребители информацию не предоставляют.